Михаил Афанасьевич Матренин родился 15 ноября 1930 года в селе Чумай Чебулинского района Кемеровской области. Из воспоминаний М. А. Матренина: «Родился я в дороге. Да-да, не удивляйтесь, именно в дороге. Отца моего тогда кулаком признали и отправили вместе с семьей в ссылку. Благо, не за тридевять земель сослали: из нашей глухомани до лесоразработок было рукой подать. Как приспела матери пора рожать, надумала она возвратиться назад, в свою родную деревню. Посадили в сани четырехлетнего Анатолия, моего старшего брата, и отправилась в путь. Опасалась, что силенок не хватит. Еще больше – того, что заставят повернуть назад. На ее счастье помогли ей добрые люди, поставили в обоз – так вместе с ним и добрались до Чумая. Позже мы вместе с матерью перебрались на рудник Центральный. Поначалу мать работала на шахте. Потом вернулся отец, выстроил домик с русской печью, и она взялась печь хлеб. А сам отец устроился в столярную мастерскую».
Свое первое «музыкальное образование» Миша получил еще на Центральном, когда во время праздничных демонстраций заслушивался игрой духового оркестра. Остальное наверстывал дома, наблюдая за отцом. «Отец был мастером по ремонту гармоней, вдобавок сам отменно владел этим инструментом. Иногда и мне показывал, что к чему, разрешал попробовать свои силы. Например, делал брату какой-то подарок, а мне в качестве компенсации ненадолго уступал гармошку. Играл я в свое удовольствие, без принуждения и понуканий, поэтому еще в детстве относился к музыке трепетно и любовно, если уж брался за инструмент – старался вложить в исполнение всю душу», - рассказывал Михаил Афанасьевич. Мальчишкой, он мог часами пропадать в столярной мастерской у отца, восхищался мастерством и хваткой его товарищей. Там он отчётливо уяснил: по – настоящему уважают тех, кто преуспел в своём деле, кому труд – в радость. «Моей первой учительницей была Анна Ивановна, в которую я был по-детски наивно и восторженно влюблен. Не помню ее фамилию, но вот доброты ее мне не забыть никогда. Однажды Анна Ивановна инсценировала «Сказку о попе и о работнике его Балде», и мне поручили в ней роль попенка. Этот мой дебют на сцене до сих пор не изгладился из памяти. Но чаще проявлять свои таланты приходилось не на сцене. Мы нередко, возвращаясь с приятелями с гуляний, распевали во все горло. Как-то услышала нас соседка и похвалила: «Хорошо поете, ребята, только не идите так быстро». С тех пор я считаю, что именно она первой присудила мне лауреатство».
Наверняка всем мальчишкам присуще стремление доказать свою взрослость. Но чтобы действительно чего-то добиться, без настойчивости и упрямства не обойтись. Вот уж этими качествами природа меня не обделила. К примеру, излюбленным занятием поселковой детворы была игра «бить-бежать» (иначе лапта). Но принимали в нее не всякого – лишь ребят постарше. Пришлось долго просить, чтобы приняли и меня, самого маленького. Зато когда приняли, я почувствовал такую уверенность в себе, словно одержал очень важную победу. И конечно старался не подвести друзей. А как завидовали соседские пацаны моей невероятной удаче, когда в маленькой нашей речушке я поймал рыбину величиной с селедку! Это тоже было здорово. Правда, иногда мое стремление самоутвердиться приводило к драматическим ситуациям. Однажды я решил проверить, есть ли ток в проводах, протянутых над школьной крышей. Попытка эта закончилась плачевно, лишь по чистой случайности я остался в живых. Помню, поглазеть на происшедшее сбежалась вся школа (впервые она сбежалась тогда, когда я пел на школьном концерте). В другой раз я рискнул скатиться по очень коварной лыжне с подвохом на выносе. В результате обломилась одна из лыж, и это было такой трагедией!
Еще бы, ведь лыжи были не самодельными, а настоящими – фабричными. Сколько верст исходил я на них по живописнейшим нашим местам! Бывало, целыми днями мы с братом пропадали в тайге, гоняли зайцев, вооруженные видавшим виды (и конечно, запрещенным) дробовиком. Зверья побили немного, зато бегали вволю – до тех пор, пока одежонка не покрывалась ледяной коркой. Так же самозабвенно, до потемок тешились всевозможными ребячьими забавами. И шалили, как все мальчишки, хотя шалости эти не всегда носили безобидный характер. Вспоминается, например, такой случай. Местная шахта освещалась «карбидками», и мы использовали карбид в самодельных стреляющих устройствах. Чем не развлечение? Как-то раз это устройство разорвало с такой силой, что мне пришлось долго залечивать свое «боевое ранение».
Да, жизнь шла своим чередом, и каждый день одарял нас открытиями, каждый – преподносил новые уроки. Они для меня – как дорожные знаки, подсказывающие, как жить, как поступать, как сохранить свое «я» в нынешней суете и неразберихе. Выходит, ни один из этих уроков не пропал даром». В 1944 году семья Матрениных переехала в город Кемерово. К тому времени Миша уже закончил 8 классов средней школы и, по совету отца, поступает в Кемеровское музыкальное училище.
В училище Михаил взялся осваивать малознакомый инструмент – домру. Почти сразу из студентов – первокурсников был создан оркестр народных инструментов, который уже через полтора года выступал на сцене. Игра в оркестре и первые детские впечатления привели к стремлению профессионально заниматься коллективным музицированием. «С не меньшим упорством постигали мы и азы музыкальной грамоты, - рассказывал Михаил Афанасьевич, - собирались группами и ночи напролет учили сольфеджио. Если бы вы знали, как здорово спать на пианино! И ведь высыпались, причем удивительно быстро. А вот на рояле нам спать не приходилось – слишком уважали этот инструмент, чтобы использовать его не по назначению.Не припомню, чтобы нам было скучно, чтобы кто-то неохотно ходил на занятия. Возможно, потому, что среди наших учителей были подлинные мастера – люди, без остатка посвятившие себя служению музыке. Особенно сильное впечатление оставил у всех Вениамин Аронович Браиловский – пианист божьей милостью. Преподавал он музыкальную литературу, но никогда при этом не пользовался грамзаписями – иллюстрировал лекции собственным исполнением. Казалось, для него не существовало произведений слишком сложных, требующих длительной подготовки – любое он читал с листа и играл так мощно, с таким блеском! Иногда мы специально разыскивали в библиотеке ноты помудренее, где на каждой строчке черным-черно, а он только оживлялся, радовался нашей любознательности, не подозревал о подвохе. И ни разу не проиграл испытания, каким бы трудным оно ни было. Мы знали, что этот интеллигентный и очень образованный человек очутился в наших краях не по своей воле. Знали и сочувствовали ему, но в глубине души не могли не радоваться своей неслыханной удаче. Честно говоря, после знакомства с Браиловским очень немногих я признавал настоящими пианистами».
В 1957 году Михаил Афанасьевич приезжает в город Осинники и начинает работать в Детской музыкальной школе №20. Его мечта – создание оркестра русских народных инструментов. Это было время становления музыкальной культуры города и таких коллективов еще не было. Михаил Афанасьевич явился первым организатором оркестра русских народных инструментов в Осинниках. Талантливый, энергичный музыкант сутками пропадал в школе, занимаясь с домристами, баянистами, без устали репетировал с участниками оркестра. Результатом труда стали победы оркестра на Областных смотрах-конкурсах оркестров русских народных инструментов в городе Новокузнецке (1964 г.), в городе Мыски (1972 г.). В 80-е годы Михаил Афанасьевич создаёт в городе ещё два оркестра: в Горном техникуме и в общеобразовательной школе №21. Оркестр техникума занял I место по Западной Сибири и принял участие в заключительном концерте (г. Донецк, 1984 г.), за что Михаил Афанасьевич был награждён медалью «Лауреат Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества».
45 лет Михаил Афанасьевич Матренин посвятил музыкальной педагогике в Детской музыкальной школе №20, обучая игре на домре, баяне, аккордеоне, а с 1989 года единственный из музыкантов-педагогов впервые открыл в городе класс гармони. Овладел Михаил Афанасьевич и мастерством настройщика музыкальных инструментов. Он был единственным человеком в городе, кто умел этим заниматься. Основной чертой педагогической деятельности Михаила Афанасьевича был поиск новых, более рациональных путей обучения. Итогом стало создания собственной методики преподавания игры на музыкальных инструментах. Он воспитывал любовь к музыке, трудолюбие, стремление к профессиональному исполнительству.
Михаил Афанасьевич постоянно давал методические уроки на методическом объединении, являлся наставником молодых специалистов. На педагогических советах, методических совещаниях выступал с докладами. Требовательный к себе, к товарищам по работе, систематически работал над повышением своего педагогического и исполнительского мастерства. Тесная связь с родителями, регулярные родительские собрания с концертами, ансамблевая игра учащихся, участие в конкурсах – вот основные традиции его класса. Результатом становились высокие оценки учащихся на конкурсах различных уровней. Многогранность педагогического и музыкального таланта Михаила Афанасьевича отразилась в его выпускниках: из 108 выпускников 15 получили высшее музыкальное образование, 23 закончили музыкальные училища и работают не только в Кемеровской области, но и далеко за ее пределами:
- Скаленчук Н. Ф. – завуч музыкального училища г. Саратов
- Брянцева В. Я. – преподаватель Новокузнецкого училища искусств
- Матющенко Г. Р. – преподаватель Кемеровского культпросвет училища
- Полева И. Б. – преподаватель музыкальной школы г. Тверь
- Смирнов Н. Н. – преподаватель музыкальной школы г. Новороссийск
Пять выпускников Михаила Афанасьевича в настоящее время работают в музыкальной школе в №20, среди которых – три руководителя оркестров русских народных инструментов: Ушаков А. Н., Климко И. В., Аксенов Ю. Г., а также Мучина О. В. – преподаватель по классу баяна, руководитель ансамбля балалаечников и Маршанкина О. В. (Умрихина) – преподаватель по классу баяна и гитары. В 1959 году Михаил Афанасьевич стал инициатором и организатором ежегодного школьного конкурса «Юный исполнитель». В те годы конкурс юных музыкантов был первым и единственным по югу Кузбасса. Традиция проведения внутришкольного конкурса переросла в организацию городского конкурса исполнителей на народных инструментах. Михаил Афанасьевич Матренин активно поддержал эту идею, а его ученики были постоянными участниками этого конкурса.
Михаила Афанасьевича любили и уважали в коллективе за высокий профессионализм, справедливость, жизнелюбие и оптимизм. Неутомимый в делах, Михаил Афанасьевич Матренин всю свою жизнь отдал любимой работе. Он награжден более 40 грамотами управления культуры, Администрации города, области, Министерства культуры РСФСР, обкома профсоюза угольной промышленности, медалью «Ветеран труда» (1984 г.), медалью лауреат Всесоюзного смотра самодеятельного художественного конкурса (1985 г.), значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР (1989 г.), и по праву, первым и пока единственным из музыкантов – педагогов города удостоен в 1993 году звания Заслуженного работника культуры Российской Федерации.