Концертно-просветительская работа

«Там где музыка живет»

    МБУДО «Детская школа музыкальная школа №20 им. М.А. Матренина» - это уникальное учреждение, расположенное в центре небольшого сибирского города, где одаренные и творчески способные дети, имеют возможность проявлять свои музыкальные способности. Взросло-детский коллектив детской музыкальной школы гармонично влился в творческую жизнь города и принимает участие во всех крупных социально значимых событиях.


     Ежегодно учащиеся и преподаватели школы принимают участие в более 100 концертных мероприятиях самых разных форматов. Творческие коллективы школы всегда желанные гости на торжественных мероприятиях в учреждениях и на предприятиях города. Наши юные артисты являются украшением всех концертных городских площадок. Переезд в новое здание с прекрасным концертным залом позволил нам принимать на сцене нашей школы именитых музыкантов и творческие коллективы со всей России. Мы востребованы современным обществом! Нас любят и ждут благодарные слушатели!

Детская филармония — путь в мир музыкального искусства.

Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек

становится нравственно лучше, а, следовательно,

и счастливее.

Д.С. Лихачев

  Уникальным для музыкальной школы является наличие Детской филармонии.

Детская филармония нашей музыкальной школы – проект, обеспечивающий реализацию государственной политики в области культуры и искусства в городе, содействующий созданию условий для сохранения и приумножения культуры. Данный творческий проект стартовал в 2002 году.

  Детская филармония играет важную роль в популяризации классической, народной и джазовой музыки, мировых шедевров и русского народного творчества.

 Цель детской филармонии - реализация творческих музыкальных способностей детей и ранней профессиональной ориентации, мотивация к продолжению музыкального творчества в профессиональной и любительских формах (создание ансамблей и игра в них, сочинение песен, работа над новыми аранжировками и т.д.).
 Создание творческого объединения Детская филармония дало возможность решения целого комплекса задач - воспитательных, обучающих, творческих, позволило решить проблему создания творческой атмосферы в детском коллективе музыкальной школы.
 Детская филармония успешно сочетает две важные функции. Во-первых, дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая на лучших концертных площадках города и в великолепном концертном зале собственной музыкальной школы. А во-вторых, зарождает у своей публики интерес к классической музыке, подготавливая ее к большому искусству с детских лет, а затем и духовную потребность в классической музыке.

 В Детской филармонии реализуется уникальная возможность – развиваются все уровни развития личности:
  • индивидуальный,
  • групповой,
  • коллективный,
  • предпрофессиональный.
   Индивидуальный уровень - "сфера развития личности" (Слободчиков В. И.) Ведущей задачей педагога является создание условий для развития способностей ребёнка к универсальному развитию (каждый ребёнок - суверенная личность, индивидуальность).
   Групповой уровень - воспитание и развитие ребёнка в творческой среде (временные творческие группы, ансамбли и т.п.). Это реализуется через вовлечение детей в совместный художественно-творческий процесс (создание и подготовка творческих мероприятий,
тематических концертов и т.п.); общение детей разного возраста (от 6 до 17 лет), разного уровня мастерства, разных классов, но объединённых общими творческими, профессиональными, духовными устремлениями.
   Коллективный уровень - "создание пространства совместной жизнедеятельности" (В. И. Слободчиков). Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Именно на этом уровне отчетливо проявляется взросление и социализация подростка, происходит воспитание чувства ответственности, коллективизма.
   Предпрофессиональный уровень - выход на творческую самореализацию, самопознание, самосовершенствование. В процессе событий, проектов в которых участвуют подростки, у них формируются устойчивые мотивации к художественно-творческой, исследовательской, концертно-просветительской деятельности. Сочетание музыкального образования с опытом практической творческой деятельности - основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности.
   Воспитательные возможности Детской филармонии заключаются в том, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, обогащает ее нравственно-эстетический мир, способствует формированию активной жизненной позиции. Особое внимание уделяется профессиональному росту юных и молодых исполнителей, объединению их в единое творческое пространство, созданию положительного имиджа Детской филармонии, как уникального
и привлекательного объединения детей, прикоснувшихся к музыкальной культуре.
   Каждый концерт Детской филармонии становятся настоящим событием в культурной и общественной жизни маленького сибирского города, содействуя повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся, увеличению эмоциональной активности, что оказывает огромное влияние на интеллектуальные способности и возможности.
   В распоряжении наших юных артистов Детской филармонии все кабинеты детской музыкальной школы,
а главное – концертный зал с прекрасной акустикой на 250 зрительских мест, отвечающий самым современным акустическим и техническим требованиям, оснащенный музыкальными инструментами высокого качества, что позволяет успешно проводить концерты, лекции и встречи с детскими коллективами и профессиональными музыкантами.
   Сегодня Детская филармония - это 18 творческих коллективов, лауреатов и дипломантов областных, региональных и международных фестивалей и конкурсов.
   Занятия в детской филармонии мобилизуют ребят, заставляют правильно распорядиться свободным временем, позволяют развивать свои творческие способности.
   Свою сегодняшнюю структуру и различные направления деятельности Детская филармония обрела в 2010 году.
В настоящее время Детская
филармония реализует проекты:
  • «Встречи с искусством – дорога к творчеству»
  • «Тайны музыкального мира»
  • «Юные музыканты – городу»
  • «Тропою доброты»
  • «Как стать звездой»
  • «Мы - Россияне»
  • «Концерты к праздничным датам»
   Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки вступают в сложнейшую сферу творческой  деятельности  - сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями концертов-спектаклей, концертов-лекций, являясь пропагандистами классической и современной музыки. Такая направленность создаёт атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития  детского  творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка.
           Многие участники проектов Детской филармонии - лауреаты городских, областных, межрегиональных и международных конкурсов. К претендентам на сценические выступления предъявляются довольно высокие требования. Радует то, что после концертов одаренных ребят у большинства юных зрителей возникает желание посетить следующую концертную программу Детской филармонии. Юные артисты благодарны зрителям за их желание прикоснуться к миру музыки.
Детское и юношеское творчество находится в сфере интересов городской и региональной власти, ведь внимание к культуре, музыкальному творчеству юных – это забота о социальной стабильности общества. Школа творчества, которую проходят дети, завоевывая сцену и зрителя, не сравнима ни с какой другой. И публика, которая год за годом воспитывается и взрослеет на этих концертах, - лучшее тому подтверждение.
Детская   филармония - благоприятная культурно-образовательная среда, в которой царит атмосферой взаимопонимания и дружбы, где младшие школьники и подростки, занимающиеся в классах разных педагогов-специалистов, в тех или иных творческих коллективах школы, получают уникальную возможность приобщиться к миру прекрасного, подлинной духовности, культуры, творчеству и гармонии.
Коллективы Детской филармонии
  • Хор учащихся старших классов «Тоника» (рук. Кулагина А.В.),
  • Хор учащихся средних классов «Голос детства» (рук. Мечева Л.В.),
  • Хор учащихся 2-4 классов «Весёлые нотки» (рук. Кулагина А.В.),
  • Хор учащихся первого класса «Радуга» (рук. Кречетова С.Е.)
  • Оркестр русских народных инструментов младших классов (рук. Климко И.В.),
  • Оркестр русских народных инструментов старших классов (рук. Аксёнов Ю.Г.),
  • Ансамбль скрипачей «Волшебный смычок» (рук. Риттер Р.О),
  • Ансамбль «Балалаечка» (рук. Вахненко Т.Б.),
  • Фольклорный ансамбль «Вересень» (рук. Бугеря А.А.)
  • Фольклорный ансамбль «Ладушки» (рук. Бугеря А.А.)
  • Вокальный эстрадный ансамбль «Конфетти» (рук. Бугеря В.А.)
  • Вокальный эстрадный ансамбль «Новая эра» (рук. Лаврова Т.В.)
  • Ансамбль гитаристов «Фанданго» (рук. Маршанкина О.В.)
  • Ансамбль баянистов «Гармоника» (рук. Ледяева И.Ф.)
  • Эстрадный ансамбль «Ассорти» (рук. Казак Н.А.)
  • Эстрадный ансамбль «Мармелад» (рук. Казак Н.А.)
  • Народный коллектив оркестр духовых инструментов «Камертон» (рук. Сикора В.А.)
  • Народный коллектив ансамбль русских народных инструментов «Русская музыка» (рук. Аксёнов Ю.Г.)
   Все эти коллективы – прекрасная возможность для детей развиваться, получить новые умения, знания, научиться слаженной работе в коллективе, где один за всех и все за одного. Ещё важнее то, что детская филармония дает детям возможность с раннего возраста жить интересно и насыщенно. Здесь каждый может попробовать себя в роли лидера, в роли настоящего артиста. 

«Встречи с искусством – дорога к творчеству»

Музыка часто внушает мне глубокие мысли.

 Слушая ее, я испытываю огромное желание творить...

Э.Делакруа

   Детская филармония активно развивается, разворачивается и активная концертная деятельность в рамках проекта «Воспитание музыкой». Благодаря данному проекту Детская филармония стала большим творческим объединением. Именно этот проект можно считать базовым, из которого последовательно, отвечая запросам времени и слушателей образовались все остальные проекты.
   Данный проект рассчитан на возрастную категорию детей от 7 до 15 лет, т.е. младший и средний школьный возраст. Основная цель проекта – привить учащимся общеобразовательных школ любовь к музыкальному искусству. В рамках проекта осуществляется и патриотическое воспитание подрастающего поколения через музыкальное творчество.
   Концерты-лекции данного проекта, как показала практика, актуальны и востребованы как учащимися, так и преподавателями общеобразовательных школ. Каждый концерт-лекция по-своему интересен и неповторим. Каждый имеет своё яркое название; например: «Веселые нотки», «Будем с песенкой дружить», «Времена года», «Два друга - две подружки» и т.д. Ежегодно концерты-лекции посещают более 1000 детей.
   Такие творческие встречи позволяют вернуть богатейшую отечественную музыкальную традицию нашим детям, начиная от элементарных народных песен, до сложного творчества современных композиторов.

Программы концертов и тематический материал разрабатывается с учётом возрастных особенностей учащихся.

  • ко Дню знаний «Созвездие звуков»
  • ко Дню музыки «Музыкальная палитра»
  • ко Дню народного единства «Росси славные сыны»
  •  ко Дню защитника Отечества «Защитникам Родины посвящается…»
  • к годовщине со дня аварии на ЧАЭС «Подвиг героев бесценен»
  • ко Дню Победы «Я помню, я горжусь!»
  •  к Международному Дню защиты детей «Планета детства»

«Тайны музыкального мира»

Главное — это любовь, любовь к музыке.

А. Шнабель

Детская филармония является инициатором многих художественно-просветительских музыкальных программ, проводимых в формате музыкально-литературного лектория.
Цель проекта «Тайны музыкального мира»- популяризация музыкального искусства, классической и современной музыки, среди детской аудитории жителей города Осинники, способствующей обогащению ее нравственно-эстетического мира, приобщению к музыкальному наследству, воспитание уважения к культуре различных народов, а так же становление музыкально-эстетического вкуса, приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам музыкального искусства, развитие музыкального кругозора, воспитание
в каждом ребёнке таких качеств личности как: художественное мышление, творческая активность и интеллект.
Данный проект Детской филармонии ориентирован на реальные запросы детских дошкольных образовательных учреждений, и направлен на формирование интереса современных детей к музыкальному наследию, развитию музыкальности и чувства сопричастности к музыкальному искусству. Программа проекта рассчитана на два года.
Данный проект - это прекрасная возможность прикоснуться к мировой музыкальной культуре. Каждая лекция включает в себя специально разработанную презентацию, ориентированную на данную возрастную группу, игровые элементы с залом, блиц – опросы. В конце лекции каждый ребёнок получает открытку – наклейку с изображением главного героя сказки, которая является опорой для пересказа услышанного материала родителям, как средство развития речи и памяти.

Проект организует музыкальные занятия по темам:

I год занятий: (5- 6 лет)


  1. «Осень в лесу».
  2. «Путешествие зайчонка по временам года».
  3. «12 месяцев».
  4. «Новый год».

II год занятий (6- 7 лет)

  1. «Сивка - бурка».
  2. «Серебряное копытце».
  3. «Весна – красна».
  4. «Гуси - лебеди».
Важной задачей проекта считаем научить детей слушать, понимать музыку, творчески мыслить и наслаждаться ею.

 Разработанные лекции опираются на основополагающие принципы общей педагогики:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
  • принцип доступности. Подача материала для слушателей строится на основе учета их индивидуальных и интеллектуальных особенностей. Одно из правил этого принципа –
  • переход от легкого - к более сложному, от известного – к неизвестному; принцип учета возрастных особенностей.

Важно отметить, что концептуально наш подход к приобщению детей к музыкальной культуре базируется на и трех генерализованных принципах новой педагогики в музыкальном обучении.

  • Принцип первый. Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение, не собственные заботы педагога о своем авторитете или значении музыкальной культуры. В данном случае подчеркивается еще и то, что, говоря о личности ученика как центральном моменте художественно-педагогического процесса во внеурочной деятельности, мы имеем в виду не столько то, что его выделяет, индивидуализирует, обособляет от мира, сколько то, что его с этим миром объединяет на значительной высоте.
  • Второй принцип новой педагогики можно сформулировать так: личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога. Другие позиции педагога — наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, режиссер-постановщик репертуара и т.д.— оказывают оперативную и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта-ученика с музыкальным произведением.
  • Третий принцип, связанный с двумя первыми, в общем плане может быть выражен так: содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.
Такие встречи с музыкой позволяют маленьким слушателям прикоснуться к богатейшей отечественной музыкальной культуре. А значит главной целью этого проекта можно считать – воспитание культурной и гармоничной личности.

«Юные музыканты – городу»

Со-бытие - видимая форма единства со многими другими

Слободчиков В. И

   Творческие коллективы Детской филармонии гармонично влились в творческую жизнь и принимают участие во всех крупных концертных мероприятиях города Осинники. Многочисленные солисты и творческие коллективы Детской филармонии востребованы общественностью города, городской администрацией. Они частые гости в концертных программах на городских концертах, общественного значимых событиях.
   Детская филармония – это реальная площадка, где участники творческих коллективов детской музыкальной школы демонстрируют свои музыкальные таланты и приобретают опыт концертной деятельности, это прекрасная возможность проявить свое дарование, участвуя как в городских, так и в школьных концертах, проводимых в зале детской музыкальной школы, городском дворце культуры «Шахтер», в городской библиотеке, школах и детских садах, а летом юные артисты филармонии выступают для детей, отдыхающих в городском парке.
   Совместно с другими учреждениями культуры создаются совместные проекты, в рамках которых организуются концертные мероприятия и фестивали детского творчества, большинство которых проходят на городской площади и в городском парке культуры и отдыха. (ДШИ №57, ДХШ №37, ДШИ №33, ДК «Шахтёр», ДК «Октябрь»). Так же солисты и творческие коллективы выступают с концертными программами в фойе ДК «Шахтёр», ДК «Октябрь», выставочном зале, музее. Это значительно расширяет деятельность Детской филармонии и круг зрительской аудитории, а главное, что потенциальные возможности совместной деятельности в данном направлении не ограничены. Так, в рамках проекта традиционными стали концерты:

  • ко Дню Победы «Победный май!» (городская площадь)
  • ко Дню защиты детей «Звенящее детство» (городской парк)
  • ко Дню культуры и славянской письменности «Золотая Русь» (городская площадь)
  • ко Дню России «Пою тебе моя Россия» (городская площадь)

   Участники Детской филармонии из года в год демонстрируют зрителям самобытность детского творчества, где гармонично сочетаются классическое и современное искусство. Каждый концерт, каждая творческая встреча – настоящий праздник музыкального искусства, встречи с шедеврами мировой классики, инструментальной и вокальной музыки русских и зарубежных композиторов.

«Тропою доброты»

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,

а тот, кто не умеет делать зла...

В.О.Ключевский


Когда по склонам вечной суеты

  От неудач бежать устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

 И радость помоги найти кому-то.

  Каждая детская музыкальная школа ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе с детьми, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи - формированию творческой, гармонично-развитой и социально активной и зрелой личности. Не является исключением и детская музыкальная школа №20 им. Матренина, в
которой активно осуществляется и развивается одно из направлений воспитательной работы в рамках Детской филармонии – волонтерская деятельность.
  Главная цель волонтерских проектов, осуществляемых Детской филармонией – развитие и поддержка волонтерского движения в России, оказание добровольческой помощи людям, испытывающим потребность в общении с другими людьми, с музыкой.
Волонтерство не только почетно, но и привлекательно, так как позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу всем участникам этой деятельности, а не только тем, на кого она ориентирована.
   Тесно сотрудничают участники Деткой филармонии с Городским Советом ветеранов, областной организацией «Союз Чернобыль России», центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, обществом слепых и инвалидов т.д., используя разнообразные формы волонтерской деятельности (акции, концертные программы, музыкальные поздравления и др.).
  Ежегодно преподаватели и учащиеся активно занимаются волонтёрской деятельностью, выезжая с концертными программами в учреждения культуры, а так же социально значимые учреждения и организации города, где проводятся встречи с пенсионерами, инвалидами, ветеранами, одинокими людьми, с детьми-сиротами. 

Традиционными стали встречи в:
  • городской библиотеке,
  • городском выставочном зале,
  • ДК «Шахтёр»,
  • ДК «Октябрь»,
  • управлении социальной защиты населения по г. Осинники,
  • центре социального обеспечения граждан и инвалидов пенсионного возраста,
  • обществе слепых и инвалидов,
  • трамвайном управлении,
  • городской детской и взрослой поликлинике,
  • городской больнице,
  • спорткомплексе «Шахтёр»
  • Горнотехническом колледже.
   Традиционными стали благотворительные концерты у ветеранов ВОВ дома, когда люди старшего поколения, имеют возможность прикоснуться к миру исполнительского искусства, услышать в исполнении детей – участников Детской филармонии вокальные и инструментальные произведения, а так же поделиться с молодым поколением своим жизненным опытом.

«Как стать звездой»

Таланты создавать нельзя, но можно

создавать культуру, т е почву, на

которой растут и процветают таланты

Г. Г. Нейгауз

   Детская филармония – это реальная площадка, где дети, обучающиеся в детской музыкальной школе, могут демонстрировать свои музыкальные таланты и приобретать опыт концертной деятельности.
   Учащиеся детской музыкальной школы получают
уникальную возможность проявить свое творческое дарование, участвуя в программных мероприятиях Детской филармонии.
   В тесном контакте Детская филармония осуществляет совместную деятельность с профессиональными исполнителями, организациями культуры и искусства, образовательными учреждениями, основная миссия которых – взращивать детские творческие таланты.
   Что для этого надо? Конечно терпение, несомненно - труд, непременно талант и настойчивость. Но самое главное для юных музыкантов, это слушатели, их мнение и их отклики! В рамках данного проекта обучающиеся вовлекаются в различные конкурсы, фестивали, музыкально – тематические КВНы. Живой звук, все стили музыки, авторское
исполнение – увидеть всё это и представить на сцене своё исполнение - такова основная идея проекта.
   Для стимулирования развития детского таланта и роста профессионализма юных музыкантов существует необходимость посещения Творческих лабораторий и мастер-классов лучших педагогов России, проведение которых стало традицией для воспитанников и преподавателей детской музыкальной школы. Такие возможности предоставлены всем участникам Детской филармонии.

Традиционными в данном проекте стали мероприятия:
  • Фестиваль «Музыкальная карусель»
  • Конкурс «Юный исполнитель»
  • Фестиваль «Новый год в кругу друзей»

«Концерты к праздничным датам»

Задача музыки такая же, как у религии – вносить
 в души покой, утешение, надежду.
Она должна напоминать о том,
что гармония в мире всё-таки есть.

М.Л. Таривердиев

   Одним из важнейших направлений в работе детской музыкальной школы и коллектива является концертная деятельность. Основные задачи концертной деятельности - пропаганда музыкального исполнительства, расширение общего кругозора подрастающего поколения, приобщение широких масс слушателей к лучшим образцам музыкального культурного
наследия, а также предоставление юным музыкантам возможность творческого самовыражения на большой сцене.

Традиционными стали концерты:
  • «Сердцу милые седины», посвящённый Дню пожилого человека.
  • «Добрый свет любимых глаз», посвящённый Дню матери.
  • «Лучший город на земле», посвящённый Дню города.
  • «Рождественский узоры», рождественский концерт
  • «Улыбки весны», посвящённый Международному женскому Дню.
  • «Герои России моей», посвящённый Дню Защитника Отечетсва
  • «Слава победному маю!», посвящённый Дню Победы.
  • «Планета «Детства», посвящённый Международному Дню защиты детей.

   Концертная деятельность Детской филармонии предоставляет возможность жителям небольшого сибирского города приобщиться к музыкальной культуре нашего народа, а также других народов мира.

«Мы Россияне»

Патриот – это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

 

   С 2008 года особое место в работе Детской филармонии занимают социально значимые творческие проекты патриотической направленности. Детско-взрослые социально значимые проекты  – это объединяющие обучающихся (воспитанников), педагогов, родителей, представителей внеобразовательных сфер. Это деятельность, имеющая определенную миссию и цели, свои традиции, передающие школьнику особое видение мира, личностное и гражданское самоопределение.
   Проект ориентирован на патриотическое воспитание детей и подростков, обучающихся в детской музыкальной школе №20 им. М.А. Матренина и образовательных
учреждениях, дошкольных и школьных, г. Осинники»; воспитание у детей патриотизма, формирование толерантности, знание истории своего народа. Кроме того, творческие проекты, реализуемые педагогами и обучающимися детской музыкальной школы, обогащают музыкально-культурное образование детей и молодежи.
   Направление деятельности проекта Детской филармонии - «Мы Россияне» создает атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы детей. Их тематика позволяет      развивать у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению, поколению фронтовиков и Защитникам Отчества, воспитание ответственности и трудолюбия.

   В рамках проекта ежегодно проводятся следующие музыкально – тематические мероприятия патриотической направленности:
  • «Осинники. Прошлое. Настоящее. Будущее», проект, посвящённый Дню города.
  • «Подвиг героев бесценен», проект, посвящённый ликвидаторам аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
  • «Я помню, я горжусь!», проект о жизни и событиях блокадного Ленинграда.
  • Музыкальные вечера в рамках памятных дат, посвящённых жизни и творчеству композиторов разных эпох.

   Ежегодно в рамках проекта проводится более 80 мероприятий разных форматов гражданско-патриотической направленности:
  • Тематические классные часы
  • Круглые столы
  • Диспуты
  • Информационные пятиминутки
  • Встречи – беседы
  • Интеллектуальные квизы
  • Творческие встречи
  • Тематические выставки

   По следующим направлениям:
  1. Антинаркотической направленности.
  2. Антитеррористической направленности.
  3. Поведенческие аспекты в современном обществе подростков и молодёжи.
  4. Конфликтология среди подростков.
  5. Поведение в экстренных ситуациях в быту и на природе.
  6. Поведение в экстренных ситуациях в местах большого скопления людей.